Полюбить в себе то, что есть…
Автор: Лариса Карнацкая, кандидат психологических наук, доцент Института психологии и педагогики г. Москвы 03.12.2014
«Мое тело никогда не может быть проблемой, если мое мышление здраво».
Кэти Байрон
Исследования в области гендерных различий показывают, что женщина больше, чем мужчина, отличается поведенческой гибкостью, в большей степени ориентирована на коммуникацию, у нее выше запас физической и психологической прочности.
При этом она совмещает различные роли и профессиональную загруженность, умудряясь, в отличие от мужчины, лучше чувствовать себя физически в условиях нагрузки, исходящей от современного общества. Оказывается, что женщина еще и меньше зависит от мужчины, чем мужчина от нее. Это лишь неполный перечень преимуществ, которыми можно гордиться, на основе которых можно взращивать уверенность в себе и независимость. Но, увы, наверное, единственной женской слабостью сегодня остается зависимость женщины от своей собственной внешности, а, вернее, от мыслей о ней. Желание «выглядеть хорошо внешне и не выглядеть плохо», пожалуй, самое слабое звено в цепи женских страданий. Ситуация, при которой весы и зеркало становятся главными недругами, типична для многих из нас. Что же является этому виной? Оказывается, основным механизмом формирования физического образа «Я» ученые считают процесс социального сравнения. Критерием социального сравнения выступает социальный эталон, а при его отсутствии – ближайшее социальное окружение.
С недавнего времени большую роль в формировании образа тела (и личности в целом) стала играть современная западная культура. Глобализация теле-, киноиндустрии и индустрии красоты привела к унификации стандартов внешнего вида женщин в разных частях мира. Данная проблема мало исследована и в нашей стране неактуальна за счет своей новизны. Но в западных странах проблема уже стала явной. Американские ученые после проведенных исследований без сомнений заявили, что одним из самых распространенных последствий такого напора со стороны индустрии моды и красоты является растущее в геометрической прогрессии количество женщин, недовольных своим внешним видом, в частности своим весом и фигурой. Опрос популярного женского издания продемонстрировал, что 75% девушек и женщин в возрасте от 18 до 35 лет (из 33 000 опрошенных респондентов) считают себя толстыми, в то время как по медицинским показателям только 25% из них действительно имели избыточный вес. Мало того, 45% женщин с недостаточным весом думали, что они слишком толстые. Озабоченность своим весом, оказывается, приводит к падению чувства собственного достоинства и ощущения своей значимости. Даже деловые и успешные женщины, стараясь соответствовать гламурным фотографиям, подгоняют себя под навязанные извне стандарты красоты. В то время как в действительности оказалось, что приведенные ретушью к определенным параметрам картинки идеального тела, с которыми женщины сравнивают себя, не соответствуют физическим параметрам обычных людей.
В более трудной ситуации сегодня находятся подростки, потому что зависимость от физического «Я»-образа в этом возрасте очень велика. Во время полового созревания тело интенсивно меняется, но периоды веса и роста могут чередоваться неравномерно, и кто-то сначала набирает килограммы, а потом резко вытягивается, а кто-то наоборот. При характерных для пубертата неустойчивой или заниженной самооценке, неуверенности в себе и высоком уровне тревожности конституциональные или физические отклонения от стандартов телесности могут вызвать болезненные переживания. Научные исследования выявили странную для взрослых картину: хотя всего у 19% девочек-подростков наблюдается «избыточный вес», 67% полагают, что им «нужно похудеть». А недовольство своим внешним видом часто приводит к чувству вины, ненависти к себе, своему телу, заставляя девочек-подростков использовать нездоровые методы похудения и избегать, наоборот, полезных для здоровья видов деятельности (бассейн, спортивные залы) из-за страха «плохо выглядеть» по сравнению с другими. Таким образом, находясь в плену «идеальных» образов, девочки начинают отрицательно относиться к своему «Я» в целом и, часто замыкаясь в себе, останавливают развитие своего внутреннего потенциала и достоинства. Подобное неверие в себя и свою уникальность в свою очередь снова и снова усугубляет и без того низкую самооценку. Вот так и складывается образ «гадкого утенка», который попал в королевство кривых зеркал, где его отражение не соответствует правде и вызывает отрицание себя.
Выдающийся психолог нашего времени Адольф Ульянович Хараш в свое время очень точно сказал, что подросток – это дитя невостребованности. Ребенок в подростковом возрасте порой неадекватными средствами хочет сообщить всему миру: «Заметьте меня! Я есть! Прикоснитесь ко мне!» Таким необыкновенным прикосновением к девочкам-подросткам сегодня можно назвать программу по формированию самооценки, разработанную маркой Dove и английской благотворительной организацией Beat.
«Способность повлиять на формирование собственной самооценки – необходимый жизненный навык, который в подростковом возрасте, увы, отсутствует. В это время подросток находит поддержку во взрослых, в их желании подтвердить все лучшее, что в нем есть», – писал известный американский психолог Эрик Эриксон.
Услышав этот запрос, авторы программы нашли удивительный и одновременно современный способ помочь девочкам-подросткам осознать истинную красоту, повысить самооценку и стать увереннее в себе. Главной заботой авторов программы можно назвать заботу о подрастающем поколении, которое вынуждено жить в условиях непрекращающегося «артобстрела» со стороны индустрии красоты, борясь с последствиями неприятия своего тела. Сравнивая себя с идеализированными образами топ-моделей, девочки-подростки с трудом любят себя такими, какие они есть. Поэтому именно в этом возрасте, как никогда, нужны опытные взрослые специалисты, которые на своих интерактивных семинарах демонстрируют, как индустрия красоты манипулирует сегодняшним человеческим сознанием, злоупотребляя ретушью и искусственно моделируя идеальные формы. Программа Dove по формированию самооценки у подростков проходит по всему миру. В ней уже приняли участие 13 миллионов подростков из разных стран. Международная команда Dove работает с подростками в режиме диалога и показывает девочкам, как достичь внешних выразительности и привлекательности через активизацию внутреннего потенциала человека. На семинарах подростки узнают о том, как формируется самооценка, что влияет на ее становление, как можно научиться самостоятельно ее повышать и как наши слова могут воздействовать на самооценку других людей.
Кстати, знаете ли вы, что 90% мужчин считают, что некрасивых женщин не бывает, бывают неуверенные в себе? А 79% мужчин и 72% женщин сказали, что им хотелось бы иметь партнера с высоким интеллектом, а не с красивым телом. Об этом девочки впервые узнают на семинарах Dove.
Глобальный консультативный совет фонда «Формирование самооценки» Dove представляет собой коллектив специалистов из разных стран. Это ученые из различных областей науки, обеспокоенные переживаниями современных подростков и стремящиеся помочь им вернуть доверие к своему телу и обрести уверенность в себе. Сюда входят и Карла Райс, профессор феминологии из США, и диктор японского TV, тренер по коррекции самооценки Чихо Кусака, и профессор Гарвардского университета, автор книги «Выживание прелестнейших, или Наука красоты» Нэнси Эткофф, и призер чемпионата мира по скоростному бегу на коньках американка Сара Ланг и другие. Все эти люди работают над формированием ресурсов Фонда, чтобы принести пользу миллионам подростков. Сегодня эта программа стартует в нашей стране. Ее послами в России станут наши врачи и психологи, которые хотят, чтобы наши девочки-подростки тоже стали счастливее.
- Ди Каприо – 50!
- Фанатка напала на Брэда Питта
- Аренда колёсного экскаватора: преимущества и недостатки
- Светлана Бондарчук подает в суд на психолога
- Ченнинг Татум и Зои Кравиц разорвали помолвку
- Гороскоп на ноябрь-2024
- Сергей Шнуров после развода реанимирует группу «Ленинград»
- Сати Казанова впервые стала мамой
- У Дженифер Энистон новый роман
- Создатель онлайн-библиотеки Flibusta завершил земной путь прибегнув к эвтаназии