Почему стресс опаснее COVID-19: медики предупреждают об угрозе

Почему стресс опаснее COVID-19: медики предупреждают об угрозе

Выдающийся американский психиатр Ирвин Ялом считает: «Человек не выбирает свою болезнь, но он выбирает стресс — и именно стресс выбирает болезнь». Парадокс полностью отражает реальность — совсем недавно, в апреле 2021 года, австралийские учёные подтвердили: один из выделяющихся при постоянном беспокойстве веществ-нейромедиаторов — норадреналин — способен заставить иммунные клетки потерять подвижность и мешает им защищать организм от инфекций. Можно ли в наших реалиях разорвать этот порочный круг?

Алекс Витасек

Алекс Витасек

Участники III Международной медицинской конференции Verba Mayr «Работа мозга: рычаги управления, возможности восстановления и пути совершенствования» уверены: да, если изменить подходы к здоровью человека в целом.

«Всё, что не убивает...»

Как известно, всё, что не убивает, делает нас сильнее: к сожалению, с хроническим стрессом это не работает. Сильные чувства, например тревога, гнев, особенно если их действие длится долго, связаны с высоким уровнем гормонов стресса — адреналина и норадреналина — в крови. В природе это полезная функция. Так, норадреналин поднимает артериальное давление, адреналин повышает уровень глюкозы, готовя таким образом организм к быстрой физической реакции на опасность («бей или беги»). Но современному человеку удирать от тигра вряд ли доведётся, а вот думать о рабочих проблемах, платежах по кредитам, жить в тесноте и плохих экологических условиях, питаться нездоровой пищей приходится постоянно на протяжении долгих лет.

Такая нагрузка постепенно подтачивает силы даже очень здорового организма. Рано или поздно компенсаторные возможности исчерпываются — и наступает неизбежная расплата: постоянный избыток сахара в крови вызывает перегрузку эндокринной системы, инсулинорезистентность (разбалансировку сложного механизма доставки глюкозы в клетки, приводящую к избытку свободного инсулина в крови) и развитие диабета II типа, который уже стал эпидемией. Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует: с начала 1980-х годов количество страдающих им людей выросло почти в пять раз — и это только диагностированные случаи.

Хронический стресс и недостаток клеточного питания из-за нарушения обменных процессов ведут к ослаблению иммунитета. И в условиях пандемии это становится фатальным: диабет до трёх раз повышает вероятность смерти от коронавирусной инфекции, а риск развития тяжёлых форм COVID-19 — до 30 %.

Беда в том, что заметить надвигающуюся проблему очень непросто, даже при врачебном осмотре. «Печально, если вы страдаете диабетом I типа, когда островковые клетки в поджелудочной железе больше не вырабатывают инсулин и его необходимо вводить, — поясняет Алекс Витасек, спикер научной конференции Международной академии Verba Mayr, президент Международного общества майер-терапевтов, доктор медицины. — Однако в настоящее время методы контроля заболевания настолько хороши, что диабетики I типа живут столько же, сколько и здоровые люди. Тип II совершенно другой: у человека достаточно инсулина, но его рецепторы не срабатывают, они больше не чувствительны, возникает инсулинорезистентность. В первые годы болезни, когда уровень гормона уже повышен, а показатели сахара — в норме, распознать её очень сложно. Для этого нужен специальный анализ на инсулинорезистентность (HOMA-IR), который обычно не делают».

Лечить нельзя предупредить

В нашем случае запятую поставить сложно: последствия хронического стресса лечить, безусловно, можно и нужно. Однако любое, даже самое адекватное лечение по факту выявленных проблем окажется заведомо менее эффективным. Но при серьёзном отношении к профилактике и ранней диагностике негативные процессы можно не только остановить, но и обратить вспять.

«Сегодня мы знаем, что избыточный инсулин ответственен за кальцификацию сосудов, за высокое кровяное давление, — объясняет доктор Витасек. — Рак в заметной степени связан с инсулином, потому что он также является гормоном роста. Прочие болезни, такие как почечная недостаточность, мышечная слабость, боль в мышцах, метаболический синдром, неалкогольный стеатогепатит, остеопороз, тоже ассоциируются с гиперинсулинемией. Более того, синдром выгорания и когнитивные расстройства зависят от избытка инсулина — при резистентности к нему мозг переключается на экономрежим из-за недостатка глюкозы, его клетки начинают усваивать всё, что содержит сахар, включая инсулиновые рецепторы, потому что они имеют сахароподобные свойства. Поэтому крайне желательно как можно раньше выявить и устранить такого рода нарушения».

При этом обнаружение далеко не всегда связано со сложными процедурами: наряду с необходимостью анализов на инсулинорезистентность есть неинвазивные методы. Они-то и позволяют заблаговременно отследить начавшиеся изменения.

«Давно известно, что о нейромедиаторах можно судить по анализу частоты сердечных сокращений и точному измерению вариабельности сердечного ритма, — говорит ещё один спикер конференции Verba Mayr — доктор Петер Хаусшильд, магистр медицины, заместитель председателя правления Института хрономедицины в Университете имени Зигмунда Фрейда. — Если состояние здоровья человека меняется в сторону психического истощения или выгорания, происходит снижение уровня нейромедиатора ацетилхолина. Это соответствующим образом отражается в нашем методе измерения на основе ЭКГ. Сегодня мы можем очень точно показать разницу между здоровым состоянием и выгоранием, классифицировать её должным образом, опираясь на нашу базу данных, которая насчитывает более 25 000 референсных значений. Точность такого диагноза превышает 84 %».

Кто виноват и что делать?

К сожалению, винить кого-то или что-то конкретное не получится: ритм нашей жизни сам по себе является колоссальным стрессорным фактором, и изменить это вряд ли удастся. Однако зная о проблеме, держа её под контролем и используя достаточно простые способы коррекции, риски можно существенно уменьшить.

«Мы стали требовательнее к себе, у нас возникает тревога, а это не что иное, как невротическое расстройство, — считает доктор Витасек. — Не бояться — лучшее, что может быть. Над этим надо работать, и я дам вам совет как. Есть такое выражение: “Счастье — это соотнесение с чем-то важным”. Что действительно ценно в жизни, а что нет? И если я это знаю, то смогу вычеркнуть всё ненужное или не воспринимать это так трагично. Пока имеется самое необходимое — еда, крыша над головой, вы не замерзаете, то все первичные потребности уже полностью удовлетворены. А если ещё и посчастливилось любить и быть любимым, то тогда у вас есть всё, что нужно. Остальное — роскошь, которую не стоит принимать всерьёз, и если вам это удастся, будет меньше страхов и стресса. И не позволяйте себя запугивать!».

Доктор Алекс Витасек предлагает обратить внимание на ряд способов, среди них:

  • ✔ снизить уровень стресса, сумев расставить приоритеты. Специалист рекомендует: «Научитесь говорить “нет”. Берите маленький отпуск каждый день. Вы должны приучить себя отдыхать хотя бы полчаса ежедневно, а не листать по полгода туристические брошюры и выбирать поездку (что тоже стресс). Посвятите 30–60 минут в день только себе, слушайте приятную музыку, читайте интересную книгу на природе, на свежем воздухе. Или просто ничего не делайте, попробуйте, но это не так просто»;
    ✔ отключаться от суеты. Доктор советует: «Займитесь медитацией. Достаточно просто смотреть на облака и сознательно не заботиться о своём состоянии в данный момент»;
    ✔ не пренебрегать физическими нагрузками, но и не форсировать их. Эксперт подчёркивает: «Не думайте, что тренировка — пробежка до упора. Так вы тренируетесь себе в ущерб, это стресс для вашего тела. Лучше потанцевать с партнёром. Подойдёт любой вид спорта, от которого не будет одышки. Вы всегда должны иметь возможность нормально говорить во время выполнения физических упражнений»;
    ✔ есть меньше быстрых углеводов. Как отмечает специалист: «К сожалению, мы стали углеводными наркоманами, в том числе из-за диабета: когда мозгу не хватает сахара, он кричит о его необходимости. Так мы становимся сладкоежками»;
    ✔ поддерживать кислотно-щелочной баланс, чтобы мы не «закислялись» и тем самым не разрушали рецепторы инсулина. Доктор уверен: «Нужно есть больше овощей, избегать анаэробного метаболизма»;
    ✔ помогать себе справляться со стрессом, усталостью и погрешностями в питании. Как считает эксперт, детоксикация организма с помощью методики Ф.К. Майера — базовая терапия, в ходе которой налаживаются основы питания и здорового образа жизни;
    ✔ вовремя лечить любые заболевания и следить за весом. Алекс Витасек говорит: «Следует избегать воспалений всех видов, которые вызваны стрессом, толстым животом, плохой чисткой зубов и прочим»;
    ✔ использовать продукты и пищевые добавки с D+ галактозой, которая снижает тягу к сладкому и помогает преодолеть инсулинорезистентность. «Например, игроки знаменитой футбольной команды “Бавария” принимают её перед каждым матчем. Так что, чтобы быть сильнее, необязательно иметь дорогих футболистов, достаточно принимать галактозу, которая не является допингом», — отмечает доктор.

Хронический стресс, воспаление, ментальные расстройства — тяжкая цена, её мы вынуждены платить за небывалый комфорт, которого человечество было лишено на протяжении практически всей своей истории. Снизить её, повысить качество жизни и передать здоровое наследие нашим детям вполне возможно, если сознательно и корректно относиться к своему здоровью.